Обычно, дети начинают врать после трёх лет. В этом возрасте дети уже начинают хитрить и увиливать от наказания за очевидные проступки, перекладывать вину на других и так далее. Очень часто это тревожит родителей. Но в этом возрасте ребёнок врёт не потому, что он плохой, а потому, что любознательный, и при помощи подобных вымыслов он пытается обойти множество ограничений, которые на него наложили взрослые.
В этом возрасте малыш может даже не понимать разницы между вымыслом и реальностью. В психологии эта проблема является одной из наиболее исследуемых, но парадокс заключается в том, что в повседневной жизни справится с ней мало кому удаётся. Многие учёные считают, что бороться с детской ложью бесполезно. Так как в жизни, пытаясь скрыть настоящие чувства, все мы прибегаем к неискренности, а то и полной неправде. Ведь это взрослые стремятся порой действовать «черными» и «Белыми» методами, чтобы достичь желаемого, это они придумали использовать прослушку и защиту от жучков, выбирают между возможностью сказать правду и купить подавитель жучков, а дети просто все копируют.
Так кто же учит ребёнка лгать? – Говорить неправду ребёнок начинает в период развития речи и воображения. Именно это является наибольшим достижением ребёнка в этом периоде. Но, даже маленькие дети способны отличить реальность от вымысла. Но, обманывать ребёнка начинаем мы сами, когда заменяем реальные вещи на выдуманные, что б ребёнок играл, например, не с дорогими наручными часами, а колечком, подходящим по размеру к его ручке. Мы сами говорим ему, какие у него на руке красивые часики, хотя это в действительности не так. Заменители реальных вещей – это своего рода компромиссы, и ребёнок это осознаёт. Но, любознательность ребёнка растёт, и параллельно увеличиваются и запреты.
Вот что порождает первые вымыслы малыша, который пытается при помощи фантазий «обойти» ограничения, которые придумывают взрослые. Подрастая, у ребёнка появляется всё больше поводов для вымысла, а обман становиться изощреннее. Соответственно, вседозволенность может тоже привести к определённым проблемам. В таком случае нужно прибегать к маленьким хитростям, и не стоит лишний раз драматизировать ситуацию. Например, если ребёнок получил конфету, съел её, и пришёл к вам за второй, рассказывая историю о том, как её съел ваш кот, то можно и поверить ему, дав вторую конфету. Но, если это становиться нормой поведения, тогда следует разобраться в причинах такого поведения. Также ребёнок может использовать обман, как защиту. Например, когда он принёс с улицы, какой – то камешек, а родители на него накричали и запретили впредь носить с улицы всякий «хлам». Но, ведь для ребёнка это может быть настоящим сокровищем, найденное с таким трудом. Это может также заставить ребёнка врать.