Дошкольный возраст - от четырех до шести - возраст относительного затишья. Ребенок уже преодолел кризис, стал послушнее, спокойнее, покладистее. У маленькой личности развивается привязанность к родным, возрастает потребность в друзьях, резко повышается интерес ко всему, что его окружает, а также взаимоотношениям людей. Малыш приобретает относительную самостоятельность.
Практически все дети этого возраста самостоятельно едят, прекрасно ходят, бегают, ясно выражают свои мысли, им привиты навыки гигиены, сон стабилизировался, упорядочивается поведение, и теперь неотлучная опека ребёнку уже не нужна. Но это, разумеется, не значит, что родителям можно расслабиться. При неправильном их поведении легко, скажем, нарушить режим сна или аппетит ребёнка. Напомним: как и ранее мерилом правильного для малыша питания являются показатели его физического развития. Так, например, на третьем году жизни ребёнок прибавляет в росте до 10 см, а в весе около 3 кг. В следующий период жизни темп этот немного снижается: до 5-7 см в росте и до 2 кг в весе каждый год. Беспокойства родителей возникать не должно, если ребенок выдерживает указанный темп.
Ночной сон дошкольника должен быть не менее 10 ч. И практически до самой школы медиками рекомендуется ещё и дневной сон - от часа до полутора. Известные трудности возникают с вечерним засыпанием. Поэтому приготовление ко сну желательно обставить особым ритуалом: переодевание в пижаму, гигиенические мероприятия, ласковая задушевная беседа, внимание взрослого к поведению и словам ребенка, поучительная история из жизни или интересная, тихо рассказываемая, сказка, приглушенный свет, относительная тишина.
Сама процедура укладывания не должна быть суетливой, с покрикиваниями, а спокойной, приятной для малыша. Особенно это важно детям со слабой нервной системой.
Ребёнок уже хорошо усвоил навыки опрятности, но некоторое время он продолжает порой просыпаться на мокрой простыне. И родителям не следует по этому поводу излишне нервничать. Нецелесообразно поднимать ребенка ночью на горшок. Все должно быть естественно, ненавязчиво.
Тяга маленькой личности к самоутверждению, склонность к подражанию взрослым приведут к нужному результату, например, малыш обязательно сам почувствует необходимость, скажем, вымыть руки перед едой, потому что он совсем "большой".
В этом возрасте ребёнок начинает понимать свою индивидуальность, у него формируются первые представления о добре и зле. Разумеется, рано ещё говорить о том, что в этом возрасте сформировались нравственные оценки или моральные принципы, но ребёнок уже отличает хорошие поступки от плохих, понимает, что нужно слушаться, уважать старших, что существуют неприличные поступки, он переживает такие чувства, как стыд и гордость.
Очень важна для ребёнка этого возраста оценка его поведения взрослым, ведь чаще всего хорошие поступки он совершает для того, чтобы заслужить похвалу.
Ребёнок уже способен и к сочувствию, сопереживанию, появляются первые ростки доброты. И важно не заглушить эти ростки. Например, ваш сын делится с вами любимым лакомством. Не нужно отдавать конфету ему обратно! Наоборот, пусть он почувствует радость своего великодушного поступка!
Важно воспитать у дошкольника способность считаться с нуждами и обстоятельствами других людей, прежде всего родителей. Он уже должен понимать, что родители заняты, что существуют неотложные дела, важная работа.
Обязательно нужно обучать его доброжелательному общению с другими детьми: в семье, на детской площадке, в гостях, учить делиться игрушками, в играх дожидаться своей очереди, уступать товарищу, достойно вести себя при проигрыше. К тому же если для родителей важен и актуален вопрос всестороннего и гармоничного развития, полноценного дошкольного образования, то на помощь всегда придут детские сады, школы и центр развития. Достичь этого получится не сразу, но при помощи взрослого такие навыки коллективизма и самоограничения затем помогут ребёнку безболезненно привыкнуть и адаптироваться в школе.