Задержка речевого развития, к сожалению, не редкость. Очень часто можно встретить двух, а то и трехлетних малышей, которые не овладели связной речью.

Что делать в первую очередь
Для начала следует исключить медицинские причины, связанные с неправильной работой нервной системы, это уже . Если причина задержки речи неврологическая, необходимо обратиться к опытному специалисту.
В группе риска дети:
- родившиеся в результате операции кесарева сечения,
- наличие патологии при беременности (гестоз, сильный токсикоз и проч.),
- обвитие пуповиной при рождении,
- перенесение матерью инфекционных и простудных заболеваний во время вынашивания,
- наличие гипоксии во время беременности или родов.
Детский невролог проведет все необходимые обследования и назначит лечение, помогающее компенсировать проблему. Эффективное проводят детские клиники по всей России.
Но не стоит успокаиваться, если никаких отклонений не найдено или ограничиваться лишь медикаментозными назначениями врача. Ребенку можно помочь и другими методами.
Развитие мелкой моторики
Про связь между ловкостью пальчиков и речевым развитием знают все современные родители. Уделяйте 15 минут в день развитию мелкой моторики, и ваш малыш скоро начнет читать наизусть стихи!
Что можно делать:
• лепить, катать, рвать пластилин,
• лепить пирожки из теста,
• перебирать и перекладывать фасоль, чечевицу горох,
• использовать детали мелкого конструктора «Лего» и подобных ему,
• рисовать,
• нанизывать бусины (можно использовать готовые наборы или сделать что-то подобное самостоятельно),
• вешать белье на веревку с помощью прищепок,
• мотать клубки из ниток.
Занятия по развитию мелкой моторики можно превратить в очень увлекательное времяпровождение. Например, лепите с ребенком ежиков, тело которых создавайте из пластилина, глазки делайте из гороха, а вместо иголок втыкайте фасолинки. Можно рисовать овощи, а листву для них делать из пластилина, размазывая его тонким слоем по бумаге, можно использовать для развития мелкой моторики и мягкие конструкторы . Подобные занятия способствуют и творческому развитию ребенка.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику обычно применяют логопеды при постановке звуков. Ее также можно использовать для развития артикуляционного аппарата у «неговорящих» детишек. Язычок станет «послушным», а когда малыш начнет говорить, то стает произносить звуки более четко.
Основные упражнения:
- Язычок тянем вверх, фиксируем в крайнем положении, держим, сколько получится. Если двухлетний ребенок удерживает его, пока вы считаете до пяти – это отличный результат.
- Язычок-лопатка. Расслабленный язык (широкий, как лопатка) опущен вниз. Держим до счета «пять».
- Язычок-иголочка. Язык также опущен вниз, но кончик нужно сделать острым, как иголочка.
- Часики. Кончик языка передвигаем от одного края губ к другому, приговаривая «тик-так». Обычно это самое любимое упражнение у малышей.
Стимулируем желание говорить
Часто можно услышать советы, что ребенку следует говорить о том, что вы его не понимаете, когда он пытается объяснить свои желания при помощи жестов. На самом деле, это не лучший способ стимулировать желание говорить. Поставьте себя на место малыша: когда вас кто-то не понимает, это вызывает отторжение и раздражения. Подобные эмоции может испытывать и ваш ребенок. В ответ на ваше «непонимание» он может рассердиться, огорчиться, потерять уверенность в себе. Намного лучше, если обучение речи будет происходить в благоприятной эмоциональной атмосфере, а каждая его маленькая победа будет встречать ваше одобрение и поддержку.
Как всегда, занятия проводите в игровой форме. Вам подойдут:
- любые стихи-диалоги (Гуси-гуси! Га-га-га!),
- ролевые игры, где ребенок должен изображать каких-то персонажей и говорить за них,
- картинки с животными (стимулируйте звукоподражание).
Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, куда пойдете, вспоминайте, как прошел ваш день.
Отличный способ – пение. Сделайте картонные картинки с изображениями людей, животных, зверей и показывайте их и припевайте название: «Ляля», «мама», «дядя», «няня», «лето» и т.д. Будьте уверены, малыш обязательно захочет вам подпеть! А когда он освоит двусложных слова, переходите к трехсложным: «малина», «ворона», «собака» и т.д. Это одно из лучших упражнений по развитию речи.
И самое главное, не забывайте, что все сроки «когда ребенок должен начать говорить» - очень приблизительны. Все развиваются по своему индивидуальному графику. Не теряйте уверенности в себе, верьте в свое малыша, и вы вместе обязательно добьетесь успеха!